16.10.09

Дальневосточные таможенники и бизнесмены рассмотрели проблемы таможенного оформления морских биоресурсов и вопросы электронного декларирования

Во Владивостоке состоялось очередное заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении, сообщала Пресс-служба ФТС РФ. В заседании приняли участие руководители Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), Амурской, Владивостокской, Магаданской, Находкинской, Сахалинской, Хабаровской таможен, представители рыбодобывающих компаний, перевозчиков, брокеров, морских портов и других участников внешнеэкономической деятельности, а также представитель Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

На Консультативном совете были рассмотрены проблемы таможенного оформления и таможенного контроля морских биоресурсов, в том числе контроля таможенной стоимости, а также вопросы совершенствования системы электронного декларирования при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Государственная политика в области рыболовства направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для стабильно роста добычи (вылова) водных биологических ресурсов, развития переработки, судостроения и судоремонта. От уровня развития этих отраслей во многом зависит решение продовольственной программы России.

Как сообщил в своем выступлении первый заместитель начальника ДВТУ по таможенному контролю Юрий Берштейн: «Дальний Восток традиционно обеспечивает подавляющую часть экспорта продукции морского промысла России. Так, за 9 месяцев 2008 года доля ДВТУ в общем объеме оформленной региональными таможенными управлениями Федеральной таможенной службы России (ФТС) на экспорт продукции морского промысла составляла 75%, то в аналогичном периоде текущего года эта доля возросла почти до 97%. В связи с этим организация таможенного оформления и таможенного контроля морских биологических ресурсов, в равной степени эффективного и оперативного, является одним из приоритетных направлений деятельности ДВТУ».

Справка: По данным Федерального агентства по рыболовству за 8 месяцев 2009 года доля добычи морских биоресурсов в Дальневосточном промысловом бассейне составила почти 70 % (1,6 млн. тонн) от уловов морских биоресурсов, добытых в России. Больше всего рыбы ловится и перерабатывается приморскими рыбаками, на долю которых приходится до 22% добычи рыбы в стране и 75% производства консервов.

Рост экспорта продукции морского промысла напрямую связан с поправкой к федеральному закону РФ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части доставки на таможенную территорию Российской Федерации биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и продуктов их переработки», вступившей в силу 1 января 2009 года. До этого подавляющая часть водных биологических ресурсов, добытых за пределами 12-ти мильной зоны, в соответствии с действовавшим законодательством России, вывозилась из районов промысла помимо таможенного оформления и таможенного контроля.

За 9 месяцев 2009 года объемы экспорта морских биологических ресурсов превысили значения аналогичного периода прошлого года: в 7 раз - в натуральном выражении; в 6,4 раза - в стоимостном выражении; в 9,3 раза - по платежам.

Всего за 9 месяцев 2009 года таможнями региона оформлено 2 659 грузовых таможенных деклараций, вывезено водных биологических ресурсов и продуктов их переработки стоимостью 1,2 млрд. долларов США и общим весом 685,3 тыс. тонн. Взыскано платежей на сумму 2,1 млрд. рублей. Экспортные объемы краба за 9 месяцев 2009 года превысили значения аналогичного периода прошлого года почти в 20 раз и составили 19 тыс. тонн. Экспорт моллюсков и прочих беспозвоночных в 2009 году составил 8 тыс. тонн и вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

В 2009 году количество экспортеров продукции морского промысла возросло до 270 против 145 в аналогичном периоде прошлого года.

Продукция морского промысла оформлялась в 11 таможнях региона. При этом через 3 таможни (Владивостокскую, Камчатскую и Сахалинскую) перемещено более 94% экспорта водных биологических ресурсов.

2008 год стал завершающим в совершенствовании системы государственного контроля в области рыболовства. ФТС России совместно с Федеральным агентством по рыболовству проделала очень большую работу: приведены в соответствие нормативные акты, упрощены многие процедуры. На сегодняшний день 99 % судов с рыбой оформляется в течение трех часов. Безусловно, есть и задержки, но они происходят не по вине таможенных органов. Некоторые компании зачастую не в состоянии правильно подготовить тот небольшой пакет документов, который от них требуется.

Среди объективных причин увеличения времени оформления рыбопромысловых судов можно выделить: затрудненный доступ к товарным партиям, находящимся в трюмах (при необходимости проведения фактического контроля), ошибки в документах, представляемых перевозчиками, грузовладельцами и декларантами, заявление недостоверных сведений в заявках агентирующих компаний. Как было отмечено руководителем Приморского управления Росрыболовства болевой точкой явилась крайне неэффективная работа агентских компаний в январе-феврале 2009 года.

За 9 месяцев 2009 года дальневосточными таможнями было оформлено 3 101 рыбопромысловое судно. При этом только в 25 случаях (менее 1%) были превышены установленные законодательством сроки оформления, причинами которых явились: заявление недостоверных сведений о товарах, не декларирование товаров, обнаружение запрещенных к ввозу (вывозу) предметов, несвоевременное представление документов, продолжительность работы других контрольных органов сверх установленного времени.

ДВТУ и таможнями непрерывно проводится работа по упрощению и ускорению процедур таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла и рыбопромысловых судов. В целях оптимизации процессов таможенного оформления товаров, поступающих в регион деятельности Камчатской таможни, в июле текущего года ресурсами Камчатской таможни организовано таможенное оформление товаров, прибывающих в пункт пропуска Северо-Курильский. Однако сегодня самой острой остается проблема низкого развития инфраструктуры пункта пропуска Северо-Курильск. Решение этих вопросов – в руках бизнеса.

В 2009 году еще резче обозначились проблемы, препятствующие проведению качественного и своевременного государственного контроля в отдельных пунктах пропуска дальневосточного региона. Эти проблемы неоднократно озвучивались ДВТУ в ходе межведомственных совещаний и видеоконференций с участием представителей Росрыболовства, государственных контрольных органов, осуществляющих свои функции в морских пунктах пропуска, и представителей рыбохозяйственного комплекса. Среди них - отсутствие правовых оснований установления и открытия пунктов пропуска и администраций пунктов пропуска, установленных в соответствии с российским законодательством Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ; низкий уровень развития береговой инфраструктуры, неготовность уполномоченных государственных органов исполнительной власти организовать и провести реконструкцию пунктов пропуска с соблюдением всех требуемых технических условий, что ярко продемонстрировала лососевая путина 2009 года.

Практика таможенного оформления продукции морского промысла в 2009 году также выявила достаточно проблем. Например, проведение фактического контроля в форме таможенного досмотра продукции морского промысла, ввезенной на таможенную территорию России с целью ее последующего вывоза без выгрузки. Проведение в рамках применения системы управления рисками таможенного досмотра значительных объемов продукции морского промысла (мороженной либо свежей) на борту морского судна очень затруднительно. Для этого требуется обязательная выгрузка, транспортировка и размещение на складе, оснащенном холодильным оборудованием, больших объемов проверяемых товаров. Выполнение подобных операций неизбежно ведет к нарушению установленных сроков оформления, значительным материальным и временным затратам грузовладельцев, в ряде случаев нарушает целостность упаковки, не предназначенной к многократным перегрузкам и вскрытию, а также возможной потере потребительских качеств продукции. Кроме того, в отдельных порт – пунктах Дальнего Востока вообще отсутствует возможность постановки судов к причалу по причинам малых глубин и неразвитости портовой инфрастуктуры.

Понимая трудности экспортеров, таможенные органы делают все возможное, чтобы без ущерба качеству таможенного контроля четко и оперативно решать проблемы проведения фактического контроля продукции морского промысла. Во всех случаях, когда было необходимо проводить таможенный досмотр, их степень по решению начальников таможенных постов была снижена со 100% до 10%. Кроме того, в результате аргументированных обращений ДВТУ в ФТС России из области риска были исключены рыба свежая или охлажденная и рыба мороженая.

Тем не менее, фактический таможенный контроль, проводимый в отношении продукции морского промысла, необходим и эффективен, поскольку законопослушность многих предпринимателей, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Существующий порядок таможенного оформления и таможенного контроля рыбопромысловых судов и перемещаемых водных биологических ресурсов позволяет эффективно и в установленные сроки реализовывать задачи, поставленные перед таможенными органами. Но, несмотря на максимальную прозрачность процедур таможенного оформления и таможенного контроля судов и продукции морского промысла, ещё остаются вопросы, требующие решения на законодательном уровне. В этой связи ФТС России в сентябре этого года принят ряд важных решений по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла, а также по организации взаимодействия с Росрыболовством и Пограничной службой ФСБ России. В частности, до конца ноября совместно с Росрыболовством предполагается подготовить и направить в заинтересованные министерства и ведомства предложения о необходимости разработки технического регламента определения веса водных биологических ресурсов и продуктов их переработки. И, что очень важно, будет рассмотрен вопрос об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление либо об установлении фиксированной ставки таких сборов в отношении ввозимой продукции морского промысла, выловленной российскими рыбопромысловыми судами в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, в том числе транспортными судами. Обращение ФТС России о совершенствовании процедур таможенного оформления продукции морского промысла будет направлено в Правительство РФ до конца 2009 года.

Вопросы таможенного оформления и таможенного контроля рыбопромысловых судов и продукции морского промысла находятся под постоянным вниманием таможенных органов региона. Во всех «морских» таможнях регулярно проводятся заседания Консультативных советов, рабочие совещания и встречи с участниками внешнеэкономической деятельности, основной целью которых является выявление проблем, с которыми сталкивается бизнес при работе с таможенными структурами, а также выработка единого мнения их разрешения. ДВТУ и таможни постоянно взаимодействуют с территориальными органами Росрыболовства, администрациями территориальных образований, другими государственными контрольными органами, а также организациями, перемещающими продукцию морского промысла.

Практика таможенного оформления продукции морского промысла в новом правовом поле выявила также проблемы контроля таможенной стоимости. Со стороны таможенных органов в настоящее время проводится активная работа по данному направлению. Так, при Управлении рыбного хозяйства Администрации Приморского края создана рабочая группа, в состав которой вошли представители государственных органов и деловых кругов. В рамках рабочей группы запланировано проведение обучения должностных лиц Владивостокской таможни с привлечением научных и учебных учреждений.

С докладами также выступили президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, представляющий также Ассоциацию рыбопромышленников Сахалина, вице-президент ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства» Владимир Ковальский, заместитель председателя Приморского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Юрий Корсаков.

В результате обсуждения проблем таможенного оформления и таможенного контроля морских биоресурсов было принято решение предложить участникам внешнеэкономической деятельности информировать ДВТУ и таможни о возникновении проблем при таможенном оформлении и таможенном контроле морских биоресурсов, а таможенным органам оперативно реагировать на указанные проблемы. Решено также внедрить практику Приморского края по созданию рабочих групп при Управлениях (Комитетах) рыбного хозяйства субъектов ДФО, имеющих «морские» таможни, с привлечением общественных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих объединений. Предложить экспортерам на добровольной основе направлять в ДВТУ достоверную ценовую информацию об экспортируемой продукции морского промысла. Кроме того, решено продолжить взаимодействие с Торгово-промышленными палатами ДВФО в части определения стоимости морских биоресурсов и получения достоверной ценовой информации о продукции морского промысла

На заседании Консультативного совета был также рассмотрен вопрос о совершенствовании системы электронного декларирования при таможенном оформлении товаров и транспортных средств» с содокладом выступил начальник информационно-технической службы ДВТУ В.С. Сорокин, который сообщил, что система электронного декларирования в таможенных органах дальневосточного региона в настоящее время подключена на двадцати двух таможенных постах в 13 таможнях региона. В процессе подключения находится таможенный пост морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни. С таможенными органами дальневосточного региона работают 22 участника внешнеэкономической деятельности (брокеры), которые подсоединены к ведомственной интегрированной телекоммуникационной системе ФТС России.

За 2008 год оформлено в электронном виде 7649 грузовых электронных деклараций, за девять месяцев 2009 – 8126 грузовых электронных деклараций.

Основные проблемы внедрения электронного декларирования в дальневосточном регионе это длительно время согласования документов необходимое для подсоединения к системе электронного декларирования, отсутствие системы поддержки и сопровождения программных средств у брокеров (особенно при первичном подключении), использование в работе сканированных документов, которые имеют большие объемы и перегружают сети (для сравнения: количество сканированных документов от общего количества составляет 54 процентов, а по размеру - 96 процентов).

Особо стоит вопрос внедрения системы электронного декларирования через Интернет. На Дальнем Востоке развертывание системы электронного декларирования через Интернет до конца 2009 года произойдет в Хабаровской, Находкинской, Владивостокской, в остальных дальневосточных таможнях - в первом полугодии 2010 года.

Две системы электронного декларирования будут сосуществовать некоторое время одновременно, пока система электронного декларирования через Интернет не вытеснит более старую модель предоставления документов.

С содокладом выступил заместитель директора по таможенным вопросам ЗАО «РОСТЭК-Приморье» С.А. Могилевский, который озвучил положительные результаты применения системы электронного декларирования, как таможенным брокером, так и таможенными органами дальневосточного региона. С каждым днем, отметил докладчик, технология применения электронного декларирования совершенствуется. В настоящее время на Дальнем Востоке внедряются новые взаимоотношения между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами - организация процедуры электронного декларирования с использованием международной ассоциации «Интернет» (ЭД-2). Это уже другой уровень взаимоотношений, который потребует более профессионального отношения, и, конечно, учета опыта работы с предыдущей схемой электронного декларирования (ЭД-1), которая применяется сегодня.

Консультативный совет отметил общую заинтересованность таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в совершенствовании системы электронного декларирования при таможенном оформлении товаров и транспортных средств на Дальнем Востоке. Кроме того, было решено обеспечить техническую готовность дальневосточных таможенных постов для осуществления электронного декларирования через Internet.

В завершение заседания был утвержден план работы Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при ДВТУ на 2010 год.

VCH.RU; 16.10.09