07.09.16

Чтобы воспользоваться преимуществами ведомственного обжалования необходимо соблюсти требования к жалобе в области таможенного дела

В 1 полугодии 2016 года в таможенных органах Сибирского региона, в том числе и в Сибирском таможенном управлении, находилось на рассмотрении 83 жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и/или их должностных лиц в области таможенного дела.

При этом, в результате работы с жалобами в области таможенного дела решения, действия (бездействие) таможенных органов и/или их должностных лиц признаны незаконными по 22 жалобам (27% от общего количества жалоб). Для сравнения в аналогичном периоде прошлого года этот показатель составил 8 жалоб (10% от общего количества жалоб, по которым приняты решения). Кроме того, в 1 полугодии 2016 года 35 жалоб оставлено без удовлетворения (42% от общего количества жалоб), отказано в рассмотрении заявителям по 26 жалобам (31% от общего количества жалоб).

Обжалование в ведомственном порядке в вышестоящие таможенные органы имеет свои преимущества. Обратившись с жалобой в области таможенного дела, лицо, ее подавшее, получит решение по ней в течение месяца (в редких случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц). Кроме того, при обращении в суд уплачивается государственная пошлина, чего не требуется при рассмотрении жалобы таможенными органами. Немаловажным фактом является исполнение решения таможенного органа в случае удовлетворения жалобы лица в течение 10 рабочих дней со дня его принятия. При этом вышестоящий таможенный орган осуществляет контроль за исполнением своих решений. Решение же суда исполняется таможенным органом после его вступления в законную силу, что, как правило, занимает значительный временной период.

Чтобы жалоба гарантировано была принята к рассмотрению, напомним о требованиях к форме и содержанию жалобы.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб, поданных на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, установлен главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон о таможенном регулировании).

Жалоба на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела подается в письменной форме и должна быть подписана собственноручно лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается. Вместе с тем, участники ВЭД не перестают направлять в таможенные органы жалобы по электронной почте в виде электронного документа, в то время как такие жалобы считаются поданными без соблюдения требования об их подписании, и на основании пункта 2 части 1 статьи 44 Закона о таможенном регулировании в их рассмотрении по существу должно быть отказано.

Также довольно распространенным основанием для отказа в рассмотрении по существу жалобы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела является подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в установленном законом порядке (пункт 5 части 1 статьи 44 Закона о таможенном регулировании).

Что же служит подтверждением полномочий лица при обжаловании? Данный порядок дифференцирован в зависимости от статуса конкретного представителя. Как правило, действовать без доверенности от имени организации имеют право только непосредственно руководители этих организаций. Но даже в этом случае полномочия указанных лиц должны быть подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

В случае если жалоба подается представителем, то к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия, то есть доверенность. Напомним, что доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати). Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Также на основании доверенности представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при обжаловании также могут выступать адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь.

При этом следует помнить, что во всех указанных выше случаях при подаче жалобы в таможенный орган доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Как бы подробно не был составлен документ, но при отсутствии этого полномочия таможенный орган вынужден будет отказать представителю заявителя в рассмотрении жалобы по существу.

Крайне важно помнить и о соблюдении сроков для обжалования: жалоба на решение или действие в области таможенного дела может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности; жалоба на бездействие должностного лица таможенного органа – в течение трех месяцев со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного законом. В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования он может восстанавливаться по заявлению лица, обратившегося с жалобой.

Более подробную информацию о порядке и сроках обжалования можно узнать на информационных стендах, расположенных в таможенных органах, а также в порядке информирования и консультирования в любом таможенном органе (за исключением таможенных постов).

Пресс-служба СТУ