14.11.22

Арзыбек Кожошев: «Важнейшей задачей является рациональное использование инфраструктурных возможностей и создание новых механизмов стимулирования перспективных грузопотоков»

Масштабную перестройку транспортных связей и роль бесшовного пересечения границ в условиях ограничений, обусловленных санкционным давлением, обсудили участники круглого стола «Состояние и перспективы трансграничных перевозок», организованного ЕЭК совместно с Международным координационным советом по трансъевразийским перевозкам. Мероприятие прошло 10 ноября в штаб-квартире ЕЭК под председательством министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева.

«Прозвучавшие выступления подтверждают значимость системного подхода при формировании эффективной и устойчивой системы организации доставки грузов с учетом экономических реалий», - отметил Арзыбек Кожошев. Он напомнил, что для дальнейшей интеграции национальных транспортных систем государств ЕАЭС в мировую транспортную систему и увеличения объёмов торговли Комиссия совместно со странами продолжает работу по развитию транспортной инфраструктуры евразийских транспортных коридоров и маршрутов, входящих в том числе в международные транспортные коридоры «Восток — Запад» и «Север — Юг». В августе этого года главы правительств стран «пятерки» одобрили перечень из семи приоритетных инфраструктурных транспортных проектов в странах ЕАЭС.

Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бакытжан Сагинтаев отметил необходимость повышения эффективности взаимодействия ЕЭК и бизнеса в вопросах развития трансграничных коридоров.

По мнению министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергея Глазьева, необходимы современные формы финансирования транспортных проектов. Например, посредством концессий и организации консорциумов. Также, по его мнению, было бы актуально проработать вариант регистрации подобных консорциумов в «евразийской юрисдикции», вместо страновой.

Министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Варос Симонян представил информацию по продвижению вопросов цифровизации транспортных коридоров, которая должна способствовать созданию действенной системы продвижения и предоставления по единым правилам цифровых логистических сервисов.

Генеральный секретарь Международного координационного совета по транспортным перевозкам Геннадий Бессонов считает, что ключом к дальнейшему развитию транспортных коридоров является взаимное дополнение инфраструктурных, перевозочных, логистических и информационно-технологических проектов и инициатив.

В совокупности все это должно работать на расшивку узких мест, преодоление барьеров и ограничений в ЕАЭС, выход на внешние рынки, отметил Арзыбек Кожошев.

В процессе создания новых логистических маршрутов необходимо сразу внедрять единые электронные технологии транзита товаров, считает замруководителя ФТС России Владимир Ивин. Он отметил рост заинтересованности в организации сквозных транзитных технологий на пространстве Большой Евразии. Только российские таможенники оформили за десять месяцев этого года более 904 тыс. электронных транзитных деклараций, из них 35,7% – при железнодорожных перевозках. При этом основой бесшовного транзита может стать переход на единый стандарт заполнения электронной транспортной накладной и внедрение единых требований ее форматно-логического контроля.

Генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика» Алевтина Кириллова отметила положительную динамику реализации проекта. Несмотря на ограничения китайской стороны по поставкам продукции в связи с пандемией, прогнозируемый годовой объем перевозок по проекту «Евразийский агроэкспресс» к началу 2023 года, по оценкам дирекции, ожидается на уровне порядка 500 тысяч тонн.

Начальник Департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД» Антон Козлов отметил, что в этом году из-за санкций экспорт России снизился, хотя реалии оказались значительно лучше некоторых прогнозов. При этом увеличивается оборот с Китаем (+ 25%), а лидером по темпам роста стала Индия (+96%).

Заместитель директора НЦКТП Минтранса России Кирилл Тюленев подчеркнул значимость создания новых межконтинентальных сервисов линейного судоходства в интеграции с наземными участками евразийских транспортных коридоров для регулярного доступа к мировым портам перевалки. В рамках сценарного моделирования к 2025 году рост объема грузопотоков на Азово-Черноморском направлении оценен на уровне +40 %, для МТК «Север-Юг» +150 %, на маршрутах Восточного полигона +30%.

«В условиях переменного спроса на услуги транспортных компаний важнейшей задачей является рациональное использование инфраструктурных возможностей и создание дополнительных механизмов стимулирования и привлечения перспективных грузопотоков»,- считает Арзыбек Кожошев.

Круглый стол прошел с участием представителей ЕЭК, министерств и ведомств, железнодорожных администраций, транспортных и логистических компаний, ассоциаций и объединений, институтов развития и академического сообщества государств ЕАЭС. Обсуждение состоялось в формате «ЕАЭС плюс»: кроме представителей Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, в нем приняли участие представители Узбекистана, руководители транспортно-логистических организаций КНР.

По итогам мероприятия подготовлено совместное заявление, в котором нашли отражение подходы, инициативы и предложения, высказанные в выступлениях и во время состоявшейся дискуссии.

ЕЭК